Вечные долги УК

Есть в природе вечные явления. Солнце восходит на востоке. За осенью следует зима. Растут долги управляющих компаний за тепловую энергию. Ученые веками размышляют о тайнах движения планет и смены времен года. О растущих долгах за тепло до 2009 года ломал голову тогдашний глава жилищного комитета Юнис Лукманов. До 2011-го – его преемник Юрий Осипов. И вот уже четыре года – Валерий Шиян. Результат размышлений неизменен: до сих пор точно неизвестны причины возникновения кредиторской задолженности.

 

Сначала считалось, что долги копятся из-за нестыковки законов, регламентирующих отношения поставщиков ресурсов с коммунальными конторами и коммунальных контор с гражданами. Закон исправили – долги остались.

Потом сообразили, что всему виной безучетное потребление. Поставили счетчики тепла и воды в каждом (или почти в каждом) доме – долги остались...

И вот предпринята еще одна попытка разобраться в застарелой проблеме. Около месяца назад заместителю главы жилищного комитета Людмиле Соловьевой было поручено изучить вопрос, сопоставить факты и, по возможности, сделать выводы. В общем – подготовиться к очередному мозговому штурму, который и состоялся в комитете несколько дней назад.

Открывая мероприятие, Валерий Шиян назвал суммы долгов: поставщики ресурсов (РСО) считают, что управляющие компании (УК) должны им в общей сложности 16,5 миллиарда рублей, а по версии управляющих компаний, их долги в совокупности составляют 13,7 миллиарда.

По словам Валерия Шияна, причина кроется в деталях. А деталей – целая куча. Кое-что из этой «кучи» назвала Соловьева: здесь и перерасход тепла, связанный с технологическими особенностями; и пресловутые пробелы в законодательстве; и сложности с учетом расхода горячей воды, когда одни квартиры платят по счетчикам, другие – по нормативу...

– Главное, что в этом году начата совместная работа ресурсоснабжающих и управляющих компаний, которые выразили заинтересованность в том, чтобы сделать начисления платы за тепло справедливыми и более прозрачными, – заключила Людмила Соловьева.

Однако, похоже, лишь она одна испытывала, как говорится, сдержанный оптимизм. Остальные участники совещания были настроены скорее на ужесточение позиций, на шумное выяснение отношений УК с РСО вплоть до привлечения прокуратуры.

Одной из главных загадок Валерий Шиян назвал начисления, связанные с нежилыми помещениями в жилых домах. В городе сегодня, как выяснилось, не существует единых правил: кто, как, сколько и кому должен платить за ресурсы, расходуемые в «нежилье».

– По жилым площадям нам все ясно, — отметил глава комитета. – За них платят граждане. А отвечают за эти платежи УК. Все признают, что собираемость таких платежей в городе составляет до 98 процентов. А с нежилыми помещениями – проблемы.

Не столько проблемы, сколько полный туман. Поскольку ныне отсутствуют сколько-нибудь достоверные, всеми принятые и проверенные данные о количестве и площади нежилых помещений. УК располагают одними цифрами, РСО, как выяснилось, другими. Вернее, выяснилось это на примере пока всего одной РСО. На сверку данных по площадям «подписалось» лишь ГУП «ТЭК». Сверили – прослезились. Выяснилось, что из-за разницы в площадях тепловая компания всего за восемь месяцев нынешнего года начислила управляющим компаниям 254 лишних миллиона рублей. Исправили. Но долг все равно сохранился. Правда, уже не 334 миллиона за восемь месяцев, а «всего» 80 миллионов.

Работу по сверке площадей жилищный комитет хотел и был готов продолжать и дальше. Но, как видно, тепловые компании не готовы. «Петербургтеплоэнерго», по словам Шияна, просто-напросто скрывает, как именно он начисляет платежи за ресурсы. Жилищный комитет еще не получил ни одного вразумительного, развернутого ответа. Компания исходит из общего объема тепла, пригнанного ею в дом, без учета жилых и нежилых помещений. УК получает от нее счет сразу на весь объем ресурса. С граждан можно взять за тепло, потребленное на их квадратных метрах. А нежилые метры опять зависают...

– В этой ситуации даже администрации Петроградского и Петродворцового районов, где работает «Петербургтеплоэнерго», тоже не желают предоставлять сведения о жилых и нежилых помещениях в своих домах, – отметил Шиян. И пригрозил, что комитет обратится в прокуратуру, чтобы добыть эти сведения.

Представители районов, присутствовавшие на совещании, промолчали. Хотя им, очевидно, было что сказать. Например, объявить во всеуслышание, что ситуацию с нежилыми помещениями начал (и продолжает) запутывать сам город. Руками своего имущественного блока: сначала – руками КУГИ, теперь – КИО. Трудно вести учет, если в одних документах речь идет о подвалах и чердаках жилых домов, которые не считаются самостоятельными помещениями, а по другим – уже о мансардах и пригодных к использованию «цоколях». По одним базам данных такие помещения числятся общим имуществом собственников дома, по другим – они уже проданы или сданы в аренду. В одних бумажках подвалы годятся только на технические нужды дома. В других – там можно открывать ресторан...

Такие помещения давно стали разменной монетой для города. И районные администрации далеко не всегда имели и имеют возможность влиять на городскую политику в их отношении. Да и с учетом у районов тоже далеко не все получается. А потому прокуратура тут вряд ли поможет. Трудно вытребовать у человека то, чего у него нет.

Эталонная база. Снова прозвучали эти два слова, как заклинание, которое все чиновники в городе произносят уже полгода.

– Создадим эталонную базу, и все прояснится, – в очередной раз повторил Шиян.

В этой базе должны содержаться все-все данные о каждом из 23 тысяч домов. И любые изменения в домах должны сразу-сразу в ней отражаться. И должна она стать основой для всего-всего. В том числе – для начисления платежей, в которых в расчет берется площадь помещений...

Ну что ж. Теперь будем ждать рождения эталонной базы. А вдруг после этого долги исчезнут? Куда-нибудь.

Наталья ОРЛОВА

"Санкт-Петербургские ведомости". Выпуск от 23.10.2015

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наши партнеры

НАШ ОПРОС

Считаете ли Вы раскрытие информации по Постановлению Правительства РФ № 731 полезным?
 

К руководству

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имуществав многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"

ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия"

Постановление Правительста Санкт-Петербурга от 16.10.2007 года N 1334 "Об утверждении Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга" (с изменениями на 26.08.2008 года)

Постановление Правительста Санкт-Петербурга от 30.10.2010 года N 1825 "О порядке предоставления в 2011 году субсидий управляющим организациям по обслуживанию жилищного фонда на уборку внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования, расположенных в границах Адмиралтейского, Василеостровского, Выборгского, Калининского, Кировского, Красногвардейского, Красносельского, Московского, Невского, Приморского, Фрунзенского, Центрального районов Санкт-Петербурга"

Распоряжение Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 14 января 2011 г. № 5-р "О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 № 1825

Протокол заседания Координационного совета Администрации Центрального района Санкт-Петербурга от 23 сентября 2011 г. по вопросам взаимодействия с ТСЖ Центрального района

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2010 года №78-Г10-9 "О признании недействующими с момента принятия пункты 4.2, 4.3, 4.4 Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 октября 2007 года №1334"

Распоряжение Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 31 марта 2010 года N 101р "Об утверждении технологического регламента производства работ по уборке внутриквартальных и дворовых территорий, входящих в состав земель общего пользования"